Немного истории. В начале двухтысячных годов руководитель авиакомпании «Новатор» (тогда президент Волгоградской Федерации ОФСЛА) Лыгин Владимир Витальевич и первый заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (а также опытнейший агроном и специалист в области мелкосемянных культур) Кубраков Владимир Георгиевич попытались решить проблему посева горчицы в Волгоградской области. Задача состояла в том, чтобы засевать большие площади в максимально короткие сроки и при этом обойтись без покупки дорогостоящих комплексов для посева мелкосемянных культур. Было предложено использовать сверхлегкий самолет для аэросева. Аэросев — это не «ноу хау». Еще в 30-е годы он применялся в Поволжье и Средней Азии. Но тогда применялись самолеты АН-2, а посевной культурой являлась пшеница.
Благодаря совместным усилиям летчиков и агрономов удалось спроектировать и создать аппаратуру для аэросева, которая стала эффективно работать на сверхлегких самолетах. После длительных экспериментов, доработок и настроек, аппаратура была представлена на сертификацию в Институт Применения Авиации в Народном Хозяйстве под маркой СА-34. На сегодняшний день, наша компания является единственным поставщиком данной аппаратуры на рынке Российской Федерации.
Самолет СП-30 с аппаратурой СА-34 может засевать более 400 гектар в день. Это в несколько раз превышает возможности зарубежных комплексов для посева мелкосемянных культур и в десятки раз — отечественных. С 2004 года с помощью сверхлегкой авиации было успешно засеяно более 60 тысяч гектар горчицы, рыжика, рапса и люцерны.
Какие преимущества дает аэросев сельхозтоваропроизводителю? Несомненно — это скорость. К сожалению, в сельском хозяйстве не все зависит от скорости. Но есть и другие преимущества: самолет может работать тогда, когда техника по причине осенней или весенней распутицы не может выйти в поле, а для семян влажная почва — это залог успешного урожая. Так, семена горчицы, посеянные в мерзлоталую почву ранней весной набирают больше влаги. Это позволяет растению развить более мощную корневую систему, раньше пойти в рост и тем самым быть более защищенной от раннего вредителя — крестоцветной блохи, что в свою очередь позволит сельхозтоваропроизводителю сэкономить на лишней обработке посевов. Или, например, для получения высокого урожая озимого рыжика, его необходимо посеять в сроки от середины августа до конца сентября. Тогда растение успеет хорошо развиться и уйти в зимовку сильным и подготовленным. Конечно, опытные специалисты могут сказать, что не все зависит от сроков посева и будут правы. Естественно мы не можем регулировать свойства почвы или содержание в ней. Но ведь для этого и существуют агрономы — специалисты, которые знают свои поля, готовят их к севообороту, анализируют запасы влаги и т. д. Мы лишь помогаем внести семенной материал качественно и в сроки, что тоже является немаловажной задачей.
Так, например в 2011 году ранний аэросев горчицы в Старополтавском районе Волгоградской области позволил фермеру собрать по15 центнеров с гектара, а в Жирновском районе (село Кленовка) предприятие получило урожай более 17 центнеров с гектара. Неоднократно сельхозтоваропроизводители Саратовской, Пензенской, Ульяновской и Оренбургской областей приглашали нашу компанию для «спасения» площадей, подготовленных под посев озимой пшеницы. Когда техника не может неделями зайти в поле из-за непролазной распутицы, самолеты спокойно сеют озимый рыжик в перерывах между дождями.
Аэросев является более сложным видом работ, по сравнению с авиахимработами и, поэтому более дорогим. Но он сравнительно дешевле, чем использование наземной техники. Поэтому аэросев является выгодным для заказчика во всех отношениях.
В настоящее время на Российском и Европейском рынках существенно повышается спрос на масличные культуры, особенно те, которые используются для производства биотоплива, поэтому аэросев становится очень перспективным видом работ, как для авиакомпаний, так и для сельхозтоваропроизводителей.