В 2015 году авиакомпания «Новатор» вышла на рынок с несколькими разработками, для самого удачного сегодня, по нашему мнению, для химии, самолета СП-30 от КБ «Спектр-Аэро» г. Таганрог. Это модификация химаппаратуры ВДД-1-2000 СП, Облако-Н, гидравлическая передняя стойка и лобовое остекление, аппаратура для аэросева. Обо всем по порядку. Химаппаратура имеет по распылу все те же характеристики, что и первоначальная модификация, но произведена серьезная доработка весовых, аэродинамических и компоновочных ее свойств. Аппаратура представляет собой все тот же легкий, ремонтопригодный и очень долговечный бак, емкостью 150 литров и весом в 10 кг. Но теперь на баке располагается не только помповый узел, но и система запорной арматуры (кранов). Четыре распылителя ВРЖ остались так же дисковыми, но за счет серьезной переработки конструкции стали легче и меньше, за счет уменьшения лопастей, что в свою очередь уменьшает лобовое сопротивление. В состав аппаратуры входят 2 комплекта лопастей для более мелкой и более крупной капли. ВРЖ теперь крепятся не на штангах с подкосами, а занимают те же места при помощи более компактных, легкосъемных кронштейнов, устанавливающихся на подкосы крыла без дополнительных подкосов. Управление расходом производится с помощью расходомера-дозатора уже представленного на данном форуме. Аппаратура прошла испытания на всех видах работ, для которых она предназначалась (внесение гербицидов, гуматов, ядов, десикантов, фунгицидов, бактерий) и показала себя с лучшей стороны. За счет изменения конструкции запорной арматуры отсечка стала более быстрой и четкой и полностью исключены подтекания. При этом максимальная скорость самолета с полностью снаряженной аппаратурой увеличилась на 20 км/ч по сравнению с предыдущей модификацией. В состав аппаратуры так же входит наземный заправочный комплекс с мотопомпой, рассчитанный на заправку самолетного бака за время от 1,5 до 3 минут. Изменение компоновочной схемы привели к тому, что снятие аппаратуры занимает очень короткое время и представляет собой: отстыковку хомутов электрооборудования, снятие бака с навесным оборудованием и 4-х кронштейнов с ВРЖ и, самолет полностью свободен от навески.
Химаппаратура для самолетов СП-30
Не секрет, что в сельхозавиации при выполнении авиахимработ очень многое зависит от химаппаратуры. Тем более если вы используете сверхлегкий летательный аппарат (СЛА) и применяете ультромалообъемное опрыскивание (УМО).
Авиакомпания «Новатор» изготавливает и реализует химаппаратуру ультрамалообъемного опрыскивания (УМО) для самолета СП-30, производства КБ Спектр-Аэро, г. Таганрог, CH-701 и других подобных сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) и сверхлегких воздушных судов (СВС).
Авиакомпания «Новатор» изготавливает и реализует химаппаратуру для самолета СП-30 производства КБ Спектр-Аэро, г. Таганрог.
В состав аппаратуры входят: химбак с помповым узлом, химштанги с дисковыми ВРЖ, приборы управления и контроля над химаппаратурой (рукоятка с кнопкой открытия/закрытия кранов на РУС; ручка управления краном перемешки, монитор расходомера) устанавливаемая в кабине пилота, наземный заправочный комплекс.
Прототип этой аппаратуры ВДД-1-2000 разработан группой авторов (Кабаков А. П., Лыгин В. В., Никитин М. Г.) в 2002 году и применялся для авиационно-химических работ сначала на дельталетах, а позже на самолетах CH-701 и СП-30.
С тех пор аппаратура неоднократно перерабатывалась с целью усовершенствования.
В процессе совершенствования аппаратура трижды проходила сертификацию в уполномоченном органе гражданской авиации. Работы по аттестации аппаратуры проводили специалисты НПК «ПАНХ» (г. Краснодар), которыми признаны лучшие характеристики из существующих аналогов для легкой и сверхлегкой авиации (форсуночные распылители, сетчатые ВРЖ).
Размер капель, распыляемых дисковыми ВРЖ, которыми оснащена химаппаратура, равномерен и стабилен (отклонение от заданного размера 10%), что позволяет каплям опускаться с одинаковой скоростью и предотвращает быстрое испарение мелкой пыли. Этот фактор и четко подобранное расположение ВРЖ относительно фюзеляжа и крыла самолета позволяет получить во всем технологически допустимом диапазоне погодных условий необходимую плотность покрытия растений (15 капель на 1 кв. см.) при высокой равномерности по всей ширине захвата.
Последние доработки конструкции ВРЖ увеличили стойкость подшипников (позволяют обрабатывать без замены подшипников 30-35 тысяч га) и обеспечили работу с гуматами без регулярной разборки и очистки ВРЖ (достаточно проливки аппаратуры водой после смены).
Перед каждым ВРЖ стоит отсечной шаровой кран и кран регулировки расхода. Отсечные краны приводятся в действие тросами «газ-реверс», расположенными внутри каплевидных штанг, одним приводом, закрепленным под фюзеляжем самолета.
Там же под фюзеляжем крепится и химбак, изготовленный из полипропилена. Химическая стойкость этого материала очень высокая (гораздо выше алюминия и стеклопластика). На него не действует даже китайская химия, которая стеклопластиковые баки при повышенной концентрации растворяет за одну рабочую смену.
При этом бак, емкостью 150 литров, значительно легче стеклопластиковых и алюминиевых аналогов. К тому же этот бак имеет хорошую обтекаемую форму, что в сочетании с каплевидными штангами значительно уменьшает лобовое сопротивление самолета в сельхоз варианте. Это позволяет летать на АХР с меньшими оборотами, что экономит топливо и продлевает ресурс двигателя.
Внутренняя конструкция бака не позволяет уходить химраствору от заборного патрубка при любых положениях по тангажу, что исключает запаздывания в работе при заходе на гон.
На задней стенке бака в теневой зоне расположен помповый узел с арматурой и соединительными патрубками. В полете идет непрерывная перемешка химраствора, что не дает выпадать в осадок тяжелым фракциям (например гуматам), кристаллизоваться препаратам, что в конечном счете влияет на равномерность и качество химобработки.
Благодаря тому, что помпы и арматура расположены на химбаке переход самолета в сельхоз вариант и наоборот очень прост (все сводится к снятию/установке баков и штанг).
В кабине самолета расположены приборы управления и контроля. При включении на приборной панели тумблера «Хим» включаются помпы и происходит непрерывное перемешивание химраствора в баке. Пилот управляет открытием и закрытием шаровых отсечных кранов ВРЖ кнопкой, расположенной на ручке управления не отрывая рук от управления самолетом. Контроль над работой аппаратуры пилот осуществляет с помощью монитора расходомера на приборной панели, указывающего расход в литрах на гектар и количество слитого химраствора в литрах.
Пилот может подстраивать в полете расход химраствора при помощи рукоятки находящейся под РУД, приоткрывая или прикрывая кран перемешивания на химбаке и контролируя расход на мониторе расходомера.
Для приготовления химраствора в состав аппаратуры входит наземный заправочный комплекс, состоящий из мотопомпы с фильтром и пластиковой бочки. Также в комплект поставки входит химстойкий шланг. Комплекс, оборудованный гидроперемешиванием и фильтром, позволяет приготовить химраствор пока самолет находится в полете и по прибытии самолета быстро (около 1,5 минут) его заправить отфильтрованным химраствором.
Данная химаппаратура установлена и успешно работает на воздушных судах следующих организаций: Авиакомпания «Агролет» (Волгоград), Авиакомпания «Аэрон» (Саратов), ООО «Южный авиационный центр» (Волгоград), ИП «Ключников» (Волгодонск), ИП «Пасиков» (Волгодонск), КФХ «Куратов» (Новосибирск), Попов В. С. (Благовещенск), ООО «Сосновка-Зернопродукт» (Тамбов).
По вопросам комплектации аппаратуры обращайтесь по контактным телефонам.