Одно из направлений наших авиаработ – это аэрогеофизические съемки. Эта статья не про сами съёмки, а про воздушные суда, которые мы используем для данного вида работ и их преимущества перед большой авиацией и перед БПЛА.
Самолёт СП-38 – это сверхлегкое гражданское воздушное судно, пригодное для внеаэродромного использования. Это одно из преимуществ перед большой авиацией. Длина разбега в 200 м существенно облегчает поиск взлетно-посадочной полосы. Самолет неприхотлив к ее качеству (подойдет участок проселочной дороги не изрытый колеями).
Второе преимущество – топливо. СП-38 использует в качестве топлива легкодоступный автомобильный бензин марки 95. Его можно найти в любом уголке страны. Расход топлива на порядок ниже, чем у большой авиации. Большая авиация летает на более дорогих видах топлива: авиационный керосин, авиационный бензин Б-91 или LL100.
И третье преимущество перед большой авиацией – это высота полёта. Работа в 15 метрах над поверхностью земли (или лесной растительностью) с генеральным огибанием рельефа – это норма для данного вида воздушных судов.
Что же касается БПЛА, перед ними тоже имеется ряд преимуществ. Первое – это всё-таки пилотируемая авиация и все работы делаются за один проход, без предварительного обследования местности и создания программы полета. Второе – грузоподъёмность. Наши самолёты хотя и маленькие, но носят практически то же оборудование, что и большая авиация. В то время как БПЛА может взять на борт только легкие приборы с более низким разрешением.
Таким образом, используя сверхлегкое воздушное судно мы получаем самолёт с преимуществами как большой авиации, так и БПЛА: возможность носить оборудование для съемок с высоким разрешением, как большая авиация, и при этом летать на малых высотах, с генеральным огибанием рельефа как БПЛА.
Конструктивные особенности самолетов СП-38 и инженерный потенциал нашей компании позволили нам реализовать следующие важные моменты:
- самолеты, привлекаемые для аэрогеофизических съемок максимально освобождены от магнитных материалов, что позволяет уменьшить шумы, влияющие на датчики магнитометра.
- самолеты оснащены легкими пластиковыми контейнерами для размещения геофизических приборов, гармонично вписанными в конструктивную и аэродинамическую схему. Эти инженерные решения рассчитаны, испытаны и утверждены полномочными органами сертификации Росавиации. Их применение позволяет производить монтаж оборудования очень быстро (от начала процесса установки до запуска оборудования проходит всего несколько часов), а также безопасно и эффективно производить аэросъемочные полеты.
- на наших воздушных судах реализована схема вертикального и горизонтального магнитометрического градиентометра: до четырех датчиков одновременно.
Перечень полноразмерного авиационного геофизического оборудования высокого разрешения, которое можно разместить на воздушном судне СП-38 для геофизических работ:
- магнитометрический комплекс с использованием до 4-х датчиков Scintrex SC-3 одновременно;
- гаммаспектрометр авиационный RSX-4, Exploranium;
- гравиметр TAGS-7;
- лидар авиационный для создания 3D модели местности;
Возможные варианты комплексирования аэросъемочных работ:
- Гаммаспектрометрические и магнитные съемки.
- Гравика и магнитные съемки и лидар.
Наши самолеты сертифицированы для использования перечисленного геофизического оборудования. А наличие сертификата и технологии применения данного оборудования дает разрешение на выполнение аэросъемочных геофизических работ, что подтверждено сертификатом эксплуатанта, выданным Росавиацией.